Интервью с Симоном «Woody» Вудом
— В начале 2009 на рынке, по сравнению с прошлым годом, появилось много новинок. Что Вы о них думаете? Все ли в порядке в обувной индустрии?
— Считать, что все хорошо, было бы преувеличением. Правильнее будет сказать, что мы находимся в переходном периоде между старой системой, весьма успешной, и новой, только набирающей силу. Я не знаю, как обстоят дела в крупных компаниях, но у меня много друзей из этой сферы, потерявших работу; да и независимые магазины вряд ли живут припеваючи.
Кроме того мне кажется, что главную проблему на сегодняшний день представляют цены. Нам по-прежнему нравится покупать, но мы стали разборчивей, чем раньше и непреодолимое желание приобретать всякий старый хлам поутихло. Я заметил, что в последнее время, для того, чтобы сохранить цены на прежнем уровне, жертвуют качеством обуви. Это делается по требованию продавцов, поэтому вокруг так много дешевой продукции. Мне кажется, надо смотреть на вещи реалистически. Цены на обувь не росли в течение многих лет. Заплатить больше или купить две пары обуви из кожзаменителя? Без сомнения, у нас чересчур большой выбор — мне интересно, кто все это покупает, а если не покупает, то куда все это девается? Что касается изменений в качестве продукции, то здесь можно судить только субъективно и даже мне трудно давать какие-то оценки. Вспоминая модель AF-1 с логотипом NYC я уже говорил: все вещи воспринимаются в контексте прошлых событий; так много всего было, что трудно изобрести что-то действительно новое. При том, если у одного бренда получилось что-то интересное, другие торопятся повторить идею и в результате мы видим копии копий копий, а это снижает ценность оригинала. Так что все не так просто. Хотя я уверен, что хорошей обуви достаточно, чтобы трижды в год заполнять страницы моего журнала. Просто хотелось бы, чтобы покупатели больше внимания обращали на новинки. Сейчас бренду финансово невыгодно начинать с нуля работу над новым дизайном. Очень большие затраты…
— Если говорить об обувных новинках, что Вы думаете о гибридах? Являются ли они тем самым мостом между ретро и современностью? Нужны они вообще или нет?
— Я уже затрагивал эту тему в десятом выпуске Sneaker Freaker. Мы даже раскопали такие модели, как BW с подошвой от 180, Air Max 1 с подошвой от AM90 и гибрид Pegasus с Alpha — они уже давно в продаже.
Раньше высказывалось легкое недовольство тем, что нельзя видоизменять для создания гибридов классические модели, как будто это какие-то священные реликвии. Я не знаю, кому это интересно. Многие считали, что у Nike кончились идеи, что совершенно не так, даже если их гибриды выходят нечасто. С моей точки зрения гибриды имеют право на существование, если они выглядят стильно и в основе их создания лежит какой-то смысл.
Не все гибриды пользуются успехом, прежде всего потому, что, по моему мнению, ничем особенным не отличаются. Сочетание подошвы 360 и матерчатого верха выглядит свежо и футуристично, но, я думаю, многие признают, что эта подошва просто неудобна. Я тоже все время жалуюсь на это, но кроссовки ношу, потому что я — «жертва моды». Одни из самых моих любимых — Trainer Dunk Low, изначально выпущенных брендом Stussy. Еще больше я люблю Max 90 Current. У кроссовок FREE хорошо сделана передняя часть стопы, но именно их гибкость и снижение общего веса делают их такими потрясающими.
Я считаю, не было необходимости балансировать Current, это уж слишком, но это максимум, что можно покритиковать. Я думаю, Вы правы: идея в основе создания этих гибридов состоит в том, чтобы покупатели оценили новый дизайн своей любимой модели и по-новому взглянули на нее.
Новые технологии и материалы дают нам возможность ре-дизайна старых моделей, возможность улучшить их. Yeezy — пример подобного рода.
Гибриды смотрятся стильно, но в зависимости от контекста. Если они демонстрируют визуальную связь с прошлым, (что возможно только, если первоначальный дизайн был удачным), а не мешанину из отдельных элементов с использованием современных технологий, тогда модель удачно сочетает эстетику и функциональность. Я считаю, что большинство недавних просчетов крупных компаний позволило утвердиться на рынке более мелким производителям обуви.
Также я абсолютно уверен, что современные молодежные иконы стиля, типа Кэни или Фаррела, задают интересные и различные направления в моде, позволяя создавать образ в привычном формате городской моды с использованием кроссовок, но при этом выглядеть чуть более утонченно.
— Сколько средств Вам понадобилось бы, если бы Вы решили создать свой собственный обувной бренд? С точки зрения производства, сейчас это дешевле и проще, чем раньше — можно с легкостью перенести производство в Китай или Корею.
— Я думаю, что сегодняшние методы производства и торговли не дают возможности делать что-то новое. Магазины очень избирательны, а это означает меньше выбора и больше консерватизма. Они не хотят рисковать. С точки зрения смены тенденций, мы уже набрали предельную скорость. Помимо глобальных смен курса, таких как переход к концепции «простого дизайна», микро-тренды так быстро приходят и уходят, что никакой бренд за ними не угонится. Это еще одна причина, почему на рынке так много обуви — нужно иметь варианты для каждого покупателя на случай внезапной смены курса.
(Мировой экономический кризис стал причиной временного упадка активности в обувной индустрии и снижения транспортных затрат)