Миюки-зоку: «Лига Плюща» по-японски
Первыми в Японии использовали в одежде элементы в стиле Лиги Плюща участники молодежной субкультуры «Миюки-зоку» (Miyuki-zoku), группы неожиданно возникшей летом 1964. Названием это сообщество обязано тому, что члены группы проводили время, разглядывая витрины на Миюки-стрит в богатом торговом квартале Токио — Гинзе (суффикс «зоку» обозначает социальную группу или субкультуру).
По большей части, участникам группы было под двадцать, среди них были и молодые люди и девушки; в пик расцвета этой субкультуры число членов достигало 700. Будучи студентами, они приезжали на Гинзу в школьной форме, и переодевались в модные вещи где-нибудь в тесных туалетных комнатах кафе.
И что это были за модные вещи! Члены Миюки-зоку были приверженцами классического стиля американского колледжа. Стандартный образ — рубашка из ткани «оксфорд» с воротником на пуговицах, короткие брюки в клетку белого цвета и цвета хаки, недорогие лоаферы (легкие кожаные туфли типа мокасин) и пиджак на трех пуговицах. Все было очень зауженное. Молодые люди носили новые для Японии прически. Также примечательной их чертой были коричневые бумажные пакеты, в которых они носили свою школьную форму.
Что послужило причиной внезапного появления Миюки-зоку? Хотя японская молодежь с 1945 глядела на Америку как на образец для подражания, эта группа не копировала стиль студентов Принстона или Колумбийского Университета в точности. В то время японцам не часто доводилось видеть американцев, не считая американских солдат, конечно.
Миюки-зоку узнали о стиле Лиги Плюща из журнала Heibon Punch. Целевой аудиторией этого журнала должны были стать молодые обеспеченные городские жители, число которых росло. Одной из задач издания было научить молодежь одеваться. Редакторы пропагандировали стиль Лиги Плюща, вещи подобного стиля тот момент выпускал единственный местный бренд VAN. Основатель бренда Кенсуки Исидзу (Kensuke Ishizu) узнал о существовании стиля Лиги Плюща в 50-х и решил сделать его альтернативой тому стилю, который господствовал в мужской моде в Японии в то время: широкие плечи, высокая талия, не сочетающиеся пиджак и брюки. Новый заграничный стиль казался токийской молодежи модным и изысканным; таким образом Heibon Punch вполне выполнял свою миссию — дать послевоенному поколению свой стиль в одежде.
Журнал вышел весной 1964 и его читатели тут же стали поклонниками нового стиля. Однако родители и чиновники усмотрели в одетой по-американски молодежи определенную угрозу. Одним из возражений против Миюки-зоку было то, что молодые люди укладывают волосы феном: это считалось абсолютно женским занятием.
Кроме того, это было не самое удачное лето для членов группы, чтобы слоняться по Гинзе. Япония готовилась принять Олимпийские игры 1964 года, которые должны были начаться в октябре. В Токио шел процесс тотальной зачистки — убирали деревянные урны, тележки уличных торговцев, бездомных — все, что могло бы не понравиться иностранным гостям. Олимпийские игры были не просто спортивным событием, они знаменовали возвращение Японии в мировое сообщество после поражения во Второй Мировой войне — поэтому все должно было быть в полном порядке.
Так что власти были всерьез обеспокоены тем, что иностранцы увидят японскую молодежь в брюках-дудочках перед витринами Гинзы. Местные чиновники отчаянно желали искоренить Миюки-зоку до октября и обратились по этому поводу к Исидзу, с просьбой вмешаться. VAN организовал в Ямаха-Холл «Большую встречу любителей Лиги Плюща», полиция даже помогла развесить 200 объявлений на Гинзе, чтобы все члену Миюки-зоку были в курсе. Все пришедшие получили бесплатно сумку от VAN — для того, чтобы носить в ней нормальную одежду во время прогулок по Гинзе. Ожидалось около 300 человек — пришло 2000. Исудзу обратился к ним с речью, в которой призывал отказаться от времяпровождения на Гинзе. Большинство согласились, но не все.
Тогда, 19 сентября 1964 года силами большого количества полицейских на Гинзе была проведена облава и арестовано около 200 человек в нестандартной одежде. 85 из них поместили в близлежащую тюрьму Цукиджи. Намек был понят, молодые люди больше не вернулись на Гинзу, и движение Миюки-зоку исчезло.
С 1945 года японские власти рассматривали любой западный молодежный стиль как антиобщественную субкультуру. Несмотря на то, что участники Миюки-зоку выгляди довольно консервативно, в сравнении с байкерами или набриолиненными молодцами из других молодежных объединений, они все же получили клеймо антиобщественности. В сущности, они стали первыми потребителями среднего класса, покупавшими вещи под влиянием средств массовой информации. Просто японское общество еще не было готово принять идею, что молодежная мода может быть рыночным товаром.
Под влиянием Миюки-зоку стиль Лиги Плюща стал модным среди японцев и все объединения подобного рода, возникшие позже, уже не сталкивались с такими запретами, как их родоначальники. Возможно, Миюки-зоку проиграли сражение на Гинзе, однако войну за стиль Лиги Плюща они выиграли.
Автор: В. Дэвид Маркс
По материалам: ivy-style.com
В. Дэвид Маркс (W. David Marx) — журналист, живущий в Токио; его статьи появляются в таких изданиях, как GQ, Brutus, Nylon, и Best Music Writing 2009. Сейчас он является редактором CNNGo и главным редактором веб-журнала Néojaponisme.