Интервью со Стеном Смитом
Звезда профессионального тенниса 70-х годов прошлого века, Стэн Смит (Stan Smith) уже давно закончил свою спортивную карьеру, однако по сей день остается важной фигурой в истории как спортивной обуви Adidas, так и в мире спортивной обуви вообще. Сотрудники интернет-журнала Hypebeast встретились с этой легендарной личностью в Гонконге, куда он приехал на празднование 60-летнего юбилея кроссовок adidas Originals, и поговорили об истории взаимоотношений великого спортсмена и одних из самых знаменитых кроссовок в истории. В беседе они коснулись различных интересных тем, поговорили о разнице между поддержкой профессиональных игроков спортивными брендами в прошлом и настоящем и о тех изменениях, что вот уже почти 40 лет происходят с классической моделью кроссовок Adidas.
Интервью со Стэном Смитом
— Стэн, как началась Ваша карьера в теннисе? До этого Вы занимались другим видом спорта?
— Да, сначала я играл в баскетбол, затем — в бейсбол, футбол; занимался легкой атлетикой. В общем, увлекался различными видами спорта.
— У Вас были широкие интересы. В молодости Вы предполагали, что сделаете такую карьеру в теннисе?
— Нет, конечно, нет, раньше ведь не было турниров Профессиональной ассоциации тенниса. Было несколько, может, 4-8 профессиональных игроков, проводивших матчи один на один. Сначала в таких турнирах участвовали 2 игрока, затем их количество увеличилось до 8. В то время было не так уж много возможностей в этой сфере, поэтому я закончил колледж, и как раз тогда, в 1969, теннис приобрел широкую популярность. Естественным образом я прошел путь от любителя до профессионала.
— Замечательно, когда подходящая возможность представляется в нужное время. Независимо от вида спорта, переход в профессионалы — это отличный шаг, а возможность заниматься любимым делом профессионально просто бесценна. Не многим представилась такая возможность.
— Действительно, Вы правы. Я просто играл в теннис, и вдруг начали устраивать турниры. Призовой фонд турниров в то время, конечно, был не тот, что сейчас: 25 тысяч долларов, причем победитель получал 5 тысяч. В наши дни победитель может получить до 800 тысяч долларов.
— Со времен Вашей спортивной карьеры теннис как вид спорта прошел определенный путь развития. Что Вы думаете об изменениях, произошедших в этой сфере?
— Думаю, что все отлично. Теннис теперь зависит от спроса и предложения, им движут экономические силы. Чем больше людей интересуется теннисом, тем больше появляется спонсоров. В свою очередь, чем больше источников информации, таких как телевидение, тем популярней становится этот вид спорта.
— Как изменился теннис с технической точки зрения? Сильно ли изменился подход к игре, по сравнению с началом 70-х.
— Ракетки совершенно изменились, их струны позволяют игроку сильнее отбивать мяч за линию.
— То есть можно сказать, что тогда нужно было больше внимания уделять технике удара, а не технике игры в целом?
— Да, раньше надо было тщательнее вести счет очкам.
— Как началась история Ваших отношений с компанией Adidas?
— Мой агент знал Хорста Дасслера (Horst Dassler), сына основателя компании Adidas, Ади Дасслера (Adi Dassler). Они искали возможность представить свои товары в США, где в то время были еще не очень известны. Я тогда был ракеткой номер один, им нужен был спортсмен, который бы представлял их бренд, и мой агент предложил сотрудничество. Им понравилось это предложение и для меня были созданы специальные кроссовки. Эти кроссовки мне нравились, я был рад, что мое имя связано с ними.
— Так Вы просто одобрили дизайн этих кроссовок, а не разрабатывали его сами?
— Именно. Та модель лишь немного отличалась от нынешней, но, фактически, не изменилась за 40 лет.
— Насколько изменился дизайн спортивной обуви по сравнению с кроссовками Stan Smith.
— Я носил свои кроссовки все время. Теперь есть специальные теннисные модели, такие как Supreme, со специальной амортизационной вставкой. В 2000 году вышла модель Millenium — у нее более толстая подошва и лучше амортизационные качества.
— Кроссовки Stan Smith лучше подходят для игры на каком-то специальном покрытии или для любого корта?
— В них лучше играть на кортах с грунтовым или твердым покрытием. Кроссовки быстро изнашиваются в области носа. Для Уимблдонского турнира была сделана специальная версия: вместо перфорации на нос кроссовка нанесли три полосы, а для игры на травяном корте на подошве сделали рисунок «в елочку». В то время все игроки в теннис имели по несколько пар таких кроссовок, да и сами представители Adidas их носили. Были и другие усовершенствования этой модели. В конце концов, вернулись к оригинальной модели — бело-зеленой. Конечно, за эти годы было разработано много других версий, разных цветов и из различных материалов.
— Повлияло ли на выпуск кроссовок появление нового поколения спортивной обуви?
— Нет, производство продолжалось, хотя и циклично. Иногда наступал спад, а иногда, на волне увлечения ретро, кроссовки снова входили в моду.
— С эстетической точки зрения кроссовки Stan Smith — это универсальная классика. Эталон для сравнения.
— Верно, хотя лично от меня это не зависит, во всяком случае, не так уж сильно. Это классически простая, естественная модель.
— Почти все модели Stan Smith украшены изображением Вашего силуэта. Кто разработал дизайн?
— А, это фотография. Ее сделали в те четыре месяца за всю мою спортивную карьеры, когда у меня как раз не было усов. С 22 лет и до сегодняшнего дня у меня всегда были усы.
— Так это была случайность?
— К фотографии добавили мою подпись: я раздавал автографы в магазине спортивных товаров. Ко мне подошла девушка, которая сказала, что я мог бы расписываться более оригинально, например, ставить одну букву «S». Около двух лет я так и делал, а затем вернулся к обычной подписи из двух слов.
— Вы могли себе представить, что и спустя 40 лет останетесь лицом компании Adidas?
— Нет, я думал, все ограничится первоначальным пятилетним контрактом. Но после первого контракта мы заключили второй — тоже на пять лет. Так что каждые пять лет, я думал, что это конец.
У каждой вещи свой жизненный срок, однако эти кроссовки, как будто, живут своей жизнью. Я уже говорил, молодежь может покупать эти кроссовки и не зная, кто я такой и чем знаменит.
— Вы об этом сожалеете? Может, о Вашей карьере в теннисе нужно знать больше?
— Такова жизнь…Бьорн Борг (Bjorn Borg) бы величайшим игроком за всю историю тенниса, и я помню, как спустя 3 года после его ухода из спорта, проводил занятия с 10-12 летними подростками. Я спросил «Кто из вас хочет быть таким как Бьорн Борг?». Они посмотрели на меня непонимающе, как бы спрашивая: «А кто это?». Наверное, все дело в этих знаменитых кроссовках. Многие люди, слыша мое имя, сначала думают о кроссовках, а не о теннисе и не обо мне. Интересные у нас отношения.
— Мне кажется, что это самые знаменитые кроссовки за всю историю бренда.
— Были и другие популярные модели, например, Nastase или Laver. Но все-таки, последние 5-6 лет именно модель Stan Smith служит постоянным объектом редизайна и усовершенствования.
— Вы один из тех, кто дольше всего сотрудничает с компанией Adidas. Каковы Ваши ощущения накануне 60-летнего юбилея компании?
— Я почти сорок лет связан с Adidas. Это отличный бренд, еще его основатель Ади Даслер делал ставку на высокое качество обуви. За все время существования бренда были взлеты и падения, но его создатели всегда отдавали приоритет качеству своей одежды и обуви, и в целом, история марки очень успешна. Теннис стал популярным видом спорта, и я рад, что тоже участвовал в этом процессе. Я чувствую себя практически членом семьи.
— Конечно, Ваше имя давно вписано в историю марки.
— Не так много людей связаны с компанией Adidas так же долго, как я — почти 40 лет. Никого из прежнего руководства марки уже не осталось.
— 40 лет — это конечно очень значимая цифра. Тем более, с учетом нынешней обстановки, когда люди меняют свои предпочтения в области брендов как перчатки.
— Верное замечание. Я 20 лет рекламировал ракетки Wilson и считал, что нужно быть верным одной марке всю свою карьеру. В реальности же, человек расторгает контракт с Adidas, и старается стать представителем другой спортивной марки.
— Лояльность бренду в наши дни не ценится, особенно учитывая, как часто спортивные бренды раздают бесплатные образцы своей продукции спортсменам.
— Раньше в Штатах можно было найти человека, всю карьеру игравшего в одной команде. Теперь это редкость. Мне нравится Adidas и я рад, что дела у компании идут успешно.
— В честь 60-летнего юбилея компания выпускает множество продуктов; есть среди них те, что связаны с Вашим именем?
— Ну, если подумать (смеется) я всегда в итоге прихожу к одному и тому же предмету (показывает на свои ноги в бело-зеленых кроссовках). Тут уже просто невозможно ничего улучшить.
— Из последних версий очень хорошо смотрятся красные и синие модели из нубука.
— Моим детям и их друзьям модели из нубука очень нравились, когда они только появились, лет десять назад; ноге в них очень комфортно. Сейчас столько разных стилевых решений, например, в Париже в прошлом году, выпустили модель бело-розового цвета с рисунком в горошек. В этом году выпустили модель футбольных бутсов. Много есть интересных и забавных моделей.
— Вы храните все свои пары кроссовок?
— Нет, всего лишь 5-10 пар. Надо было больше сохранить. Как-то в Австралии я заглянул в магазинчик…
— SneakerFreaker? Отличное место!
— Да, там я впервые увидел, что кроссовки Stan Smith стали коллекционной вещью.
— Коллекционирование кроссовок — это популярное хобби, это целый рынок. Фанаты спортивной обуви очень ценят те кроссовки, в которых Вы играли в свое время; не меньше чем, скажем, обувь Майкла Джордана. Спасибо, мистер Смит, что согласились на интервью. Что бы Вы хотели сказать в заключение?
— Спасибо вам за возможность побеседовать и за поддержку модели Stan Smith в течение всех этих лет и накануне 60-летнего юбилея компании Adidas.
По материалам hypebeast.com