Интервью с Джефом Хамада
У нас появилась возможность узнать больше о Джефе Хамада (Jeff Hamada), канадском дизайнере из Ванкувера о его работе для марки Converse (PRODUCT)RED, результаты которой могут и не дойти до прилавков магазинов, а также о его взглядах на графический дизайн и искусство. Джеф Хамада получил диплом факультета изобразительных искусств колледжа Лангара (Langara), затем поступил в престижный Университет искусств и дизайна Эмили Карр, для получения степени бакалавра медиа-искусств. Его талант в области промышленного дизайна был вскоре замечен представителями компании Electronic Arts, куда он вскоре и перешел на работу. Большинство любителей streetwear и уличной моды, вероятно, знакомо с творчеством Джефа Хамада, по его работам для брендов уличной одежды и одежды для зимних видов спорта, таких как 3sixteen, Soul Assassins и Endeavor. Однако эта сторона его деятельности ни в коей мере не раскрывает полностью многогранный талант этого дизайнера. Его последние проекты — работа с Converse и сотрудничество с магазином обуви Livestock — это взгляд на дизайн с художественной точки зрения действительно талантливого человека. Во второй половине февраля 2009 публике были представлены кеды Converse дизайна Хамада, в рамках проекта 1HUND(RED).
Интервью с Джефом Хамада
— Как Вы получили возможность работы в этом проекте?
— Было бы неправдой сказать, что причиной всему — исключительно мои дизайнерские способности. Я в свое время показывал приезжим туристам достопримечательности Ванкувера.
— Так Вы променяли работу гида на возможность сделать пару обуви?
— Ну, можно и так сказать. Мой друг, Джон, спросил, не смогу ли я показать город его друзьям из Бостона, Дане и Дэмьену. Оказалось, что оба они работают в Converse и мы загорелись идеей сделать совместный проект. Вернувшись домой, они позвонили мне и предложили работу в этом проекте. Я с готовностью ухватился за эту возможность. Так что я не выигрывал никакой конкурс (многие полагают, что причина кроется в этом). Я оказался единственным канадцем в этом проекте, кроме музыкальной группы Tokyo Police Club.
— Судя по Вашему общительному характеру, видимо так оно и есть. Считаете ли Вы работу над этим проектом одной из самых больших удач в вашей карьере?
— Несомненно. Я уже давно хотел поработать над дизайном обуви, а этот проект предоставлял такие широкие возможности — я мог делать практически, все, что мне угодно. У меня не было гарантий, что мои творения пустят в производство, что они попадут на полки магазинов, но, по крайней мере, их увидят как арт-объект. Поэтому я не чувствовал постоянного напряжения. Мне не нужно было задумываться, а будут ли мои кроссовки продаваться и о прочих таких моментах.
— Нужно ли по-разному подходить к созданию вещей, ориентированных на продажу и вещей, созданных из любви к творчеству? В чем отличие подходов?
— Большей части своего технического опыта я обязан работе в Electronic Arts, после окончания художественной школы. Этот опыт и сейчас оказывает сильное влияние на мой подход к созданию вещей. В этой работе не было ничего плохого, просто нужно было создавать коммерческий продукт – быстро и максимально эффективно. Я научился хорошо имитировать различные стили. Кроме меня в компании было еще семь художников, и первые четыре месяца я просто старался подражать их работе. Я хотел изучить как можно больше различных творческих подходов.
Теперь, когда мне поступает предложение о работе, я подхожу к нему систематически — почти механически — как к проблеме, которую нужно решить. Я заставляю заказчика подробно, в деталях, описать то, чего он хочет, а затем составляю для себя мысленный образ требуемого. Затем я стараюсь создать предмет, максимально близкий этому образу. Когда я работаю для себя, важным становится не конечный результат, а сам процесс творчества.
— Ваша работа для художественной линии Livestock вызывает настоящий восторг. Вам не кажется, что создание именной линии как раз и является коммерческим трюком. До сих пор имя Джефа Хамада ассоциировалось у публики с чем-то нестандартным и нетривиальным.
— В этом вся и суть — у меня просто нет четко определяемого стиля. Большую часть своей работы для разных марок одежды я не считаю отражением своей личности. Но даже работа, которая затрагивает меня лично, не имеет четкого определения. Может это не совсем логично для художника, не знаю.
Например, вы видите знак X’s и знаете, что это фирменный стиль KAWS, звезды уличного граффити. Я не строю таким образом свои визуальный стиль. Я не хочу быть KAWS или Шепардом Фейри (Shepard Fairey). Мне ближе аналогии из мира кино, я старюсь подражать Дэни Бойлу. Бойл снял «На игле», затем — фильм ужасов «28 дней спустя», затем — семейное кино «Миллионы», затем — научно-фантастический «Солнечный свет», а теперь — «Миллионер из трущоб». Мне хочется иметь возможность рассказывать совершенно разные истории, если я вдруг этого захочу.
Я не хочу быть известен только как «нестандартный и нетривиальный» художник. Приходиться быть своего рода хамелеоном в ожидании пока наступит момент, когда люди будут вручать мне деньги и говорить: «Делай, что пожелаешь». Как раз так и поступили люди из Converse, хотя денег и не дали — это благотворительное мероприятие.
— Интересный подход к формированию личного стиля. Я вижу, о Вашей работе еще многое можно узнать. Вернемся к проекту Converse: какая концепция легла в основу этой работы? Что повлияло на Ваш выбор цветовой гаммы?
— У меня было две концепции. Первый образ — люди несут лестницы. Охапки лестниц. Лестниц так много, что люди сваливают их в кучи, устраивают из них костры — чтобы избавиться от них. В то же время другие люди, пойманные в ловушки и сидящие в глубоких ямах, зовут на помощь.
— Такая попытка воссоздать целую историю, вместо того, чтобы просто разработать дизайн пары обуви выглядит чертовски сложной.
— Да нет, это всего лишь набросок. Все эти воображаемые образы для меня — способ показать, что я думаю об отношении жителей Северной Америки к тому, что происходит в Африке. Ну, то есть у нас полно всяких ресурсов и мы имеем возможность пользоваться разными вещами, однако, мы об этом и не задумываемся. В конце концов, я подумал, что этот образ слишком негативен и вряд ли вдохновит людей. Тогда я решил сделать что-то такое, что дало бы людям представление, как будет выглядеть наша жизнь, если никто не останется безучастным к существующим в мире проблемам. Изображения рук всех оттенков серого цвета на кроссовках символизируют помощь, которую различные страны готовы оказать Африке, а немного голубого цвета означает надежду.
— До работы над проектом PRODUCT (RED) Вас волновала ситуация в Африке? Вы знали о проблемах этого континента по собственному опыту, а не только из субботних информационных выпусков на канадском телевидении?
— У меня есть друзья — христиане, которые уже давно просто помешались на проблемах Африки. Ну, не то чтобы, совсем помешались, но их подход вызывал у меня неприятие, и участвовать в помощи не хотелось: я вовсе не осуждаю христиан, я сам христианин. Так что я был в курсе ситуации задолго до работы в этом проекте. Мне кажется, предназначение людей — помогать другим, и это никак не связано с религией.
— Хотя Вы и не оказывали помощь Африке напрямую, я считаю, Ваша работа наглядно представила настоящее положение вещей в этом регионе, причем в новом свете. С такой маркой как Converse и таким продуктом, как кроссовки, есть шанс привлечь внимание молодого поколения, которое иначе ничего бы не знало о проблемах, существующих вне их замкнутого круга. Ваша работа найдет отклик и у тех, кто делал вид, что не замечает никаких проблем в этой области.
— Я думаю, большинство людей знает, что творится в Африке, и это не зависит, от того, какую одежду и обувь они носят. Когда такой бренд как Converse и такой магазин, как Livestock заявляют покупателям «Нас тоже волнуют эти проблемы!» — это застает людей врасплох, и это круто.
— К сожалению, мы слишком часто используем выражение «образ жизни», поэтому теперь трудно описать этими словами действительно важные тенденции, как те о которых Вы говорите. А почему Вы решили создать свой собственный
— Да просто хотел создать сайт.
— То есть Вы просто заняли свободное место, и сделали это блестяще, должен сказать.
— Я понял, что всегда искал то, что заинтересовало бы меня и дало стимул к созданию. Такие моменты, когда меня посещает вдохновение, я хочу как-то отразить в своих произведениях и показать другим людям. Так что сначала это был персональный блог, и я даже не ожидал, что он так быстро перерастет в нечто большее. Сейчас сайт служит для меня источником вдохновения — здесь полно фотографий и иллюстраций. Я активно пытаюсь сделать этот сайт похожим на…нет, не на клуб, а на какое-то сообщество, чтобы люди считали себя его частью.
— Рядом с Вами всегда были источники вдохновения для творчества? Мне кажется, Ваше окружение и сам Ванкувер имеют огромное влияние на развития творческих способностей.
— Я думаю, стремление к творчеству у меня врожденное. Учась в начальной школе, я приглашал друзей в гости и говорил: «Давай порисуем», и мы могли рисовать весь день. Только став постарше, я понял, что, видимо, большинство друзей ненавидит ходить ко мне в гости и рисовать. А так я был уверен, что каждый хочет рисовать или делать что-то в таком роде.
— Да, о том, что прошло, можно говорить и с иронией. А что Вам нужно для создания рабочей обстановки: особая музыка или фильмы?
— Обычно я слушаю музыку. Кино я не включаю, потому что тогда просто усядусь его смотреть. Частенько я одеваю наушники, а музыку забываю включить. И только проработав минут 45 или около того с включенными наушниками, я понимаю, какой я идиот.
— Смешно. Какую же музыку Вы предпочитаете? Кто в текущем году станет событием, по Вашему мнению?
— Может Kings of Leon? Я не очень хорошо ориентируюсь в таких вещах, но их последний альбом — Only by The Night — замечательная вещь. Понятно, что каждый, читающий эти строки, формирует свое представление о моих умственных способностях: типа, если он слушает плохую музыку, то дальше уже некуда. Ну так вот, мне нравятся Iron & Wine, the Dodos, Midnight Juggernauts, Radiohead. Я слушаю хип-хоп. Во время работы — когда я рисую или работаю над дизайном — я слушаю музыку из кинофильмов, особенно из вестернов. Энио Морриконе! Слушая тему из фильма «Плохой, Хороший и Злой» я прямо таки ощущаю себя негодяем. Отличная музыка также в «Поезде на Юму».
— Такой музыкальный снобизм выше моего понимания — я сам знаю лишь некоторые из этих групп. А чем еще Вы занимаетесь в свободное от работы время?
— Ни один сноб не будет слушать «Поезд на Юму», уж поверьте мне. Ничего нет крутого в том, чтобы слушать саундтреки. Я занимаюсь сноубордом, а недавно купил акустическую гитару и теперь учусь на ней играть по Youtube.
— И когда нам ждать диск Джефа Хамада в акустическом исполнении? Может подписаться на Ваш официальный канал на Youtube?
— Как только научусь играть на гитаре, создам канал, в котором будет учебное видео игры на гитаре, но шутка будет в том, что все струны будут перепутаны и будущие музыканты ничему не научатся, а я останусь последним гитаристом в мире.
— Да, Вы на такое способны, пожалуй. Прежде чем мы расстанемся, скажите, чем Вы нас порадуете в 2009?
— Много идей, касающихся моего сайта, однако, я не хотел бы сейчас их раскрывать, но поверьте, это будет интересно. Сейчас на сайте бывает до 700 000 посетителей в месяц, так что это становится серьезным проектом. Я занят в создании новой коллекции для Endeavor Snowboards, а кроме того пишу сценарий фильма — посмотрим, что из этого получится.
По материалам hypebeast.com
28 February 2009 в 15:56
Только я решил взяться за серию интервью хипербиста =)) ты опередил меня =)) Ну круто получилось…. читаю и зачитываюсь спасибо за перевод
28 February 2009 в 21:34
Юджин Кан — редактор хайпбиста — знает свое дело)
Я взял из серии только те, что самому понравились, — остальные можешь забрать ты))
Вот Александр из сникер.ру сам берет интервью у забугорных звезд, за что ему большой респект)
1 March 2009 в 00:12
Ну пока что я только видел одно. Но и одно конечно позитивная тенденция. За остальные спасибо =)))