Интервью: Пол Смит
На Лондонской Неделе моды запустили новую многообещающую инициативу: London Collections: Men; в ее рамках сэр Пол Смит поделился с ребятами из OKI-NI своими точными наблюдениями о непростом мире моды.
Ниже представлены отдельные цитаты и советы от Пола вместе с фотографиями из его офиса, а также обширное интервью с неотразимым дизайнером — о секретах его работы и возможности повторения его блистательного успеха кем-либо из молодых английских дизайнеров.
На сайте oki-ni.com всегда готовы поддержать молодых талантливых дизайнеров — английских в особенности. Как счастливые родители с гордостью следящие за успешным перемещением своих отпрысков из школы в колледж, из колледжа — в университет, байеры из британского магазина Oki-Ni наблюдали за дизайнерами вроде Кристофера Шэнона (Christopher Shannon) и Дж.В. Эндерсона (J.W.Anderson), которые начали с проектов вроде MAN и NEW GEN, затем появились в расписании Лондонской Недели Моды и наконец приобрели мировую известность.
Формулы гарантированного успеха для начинающих дизайнеров не существует, но отличным образцом для начинающих свою карьеру в швейной индустрии можно назвать сэра Пола Смита (Paul Smith). 65-летний дизайнер представляет собой живой пример и наглядное руководство для любого, мечтающего увидеть свое имя на ярлыках дорогой одежды или в расписании Лондонской Недели Моды.
Открыв на собственные средства первый магазин в Нотингеме в 1970, самый известный теперь британский дизайнер медленно но верно выстраивал империю, открывшую миру сочетание британской эксцентричности с традиционным швейным мастерством — «смесь Сэвил-Роу и мистера Бина», по словам самого Пола Смита. Однако операции бренда отличает безупречная четкость, и магазины в 72 странах мира и достигшие в прошлом году 200 миллионов фунтов продажи неоспоримо свидетельствуют об успехе. И сэр Пол охотно делится секретом этого успеха.
Об эго
«Мне посчастливилось не пасть жертвой заблуждения, что если ты появляешься на страницах глянцевых журналов и на экране телевизора, то обеспечил себе безбедное будущее. Нельзя отрываться от реальности; в моде главное настоящее и будущее. Никого не волнует, насколько успешен ты был в прошлом».
«В моде главное — настоящее и будущее. Никого не волнует, насколько успешен ты был в прошлом».
«Не отрываться от реальности, знать свое дело, жить по средствам и расти без рывков», — утверждает с улыбкой Пол Смит. Звучит предельно просто и, возможно, является правдой. Люди рассуждают о «секрете успеха» с таким видом, как будто добившиеся его люди знают какой-то фокус или формулу, неизвестные остальным. На самом же деле, успех — это побочный продукт упорной работы и горячего желания; если же ваша цель — успех, значит вы беретесь за дело не с того конца.
«К сожалению, в наше время мы слишком много говорим об успехе», — говорит Пол. «Мы знаем все про всех — сколько какой футболист заработал, кто какую машину купил». Все это отвлекает от главного. «В моде же главное настоящее и будущее. Никого не волнует, насколько успешен ты был в прошлом. Надо все время оставаться высококлассным специалистом в своей области», — поясняет Пол.
Но Пол не довольствуется только своей областью — его интерес к различного рода знаниям безграничен. Что Пол мог бы написать под собственным именем на своей визитке — дизайнер, креативный директор, генеральный директор? «Занимаюсь всем», — скромно улыбаясь отвечает Пол.
О любопытстве
«Мне интересна жизнь и люди. Я сохранил детский взгляд на вещи. В этой комнате полно вещей: дешевых и очень дорогих, прекрасных и китчевых. Я очень любопытен, а в нашей отрасли детское любопытство жизненно необходимо».
«Я очень любопытен, а в нашей отрасли детское любопытство жизненно необходимо».
Офис Пола является подтверждением широты его интересов. Если правда то, что офис отражает характер человека, то надо отметить что у Пола это организованный хаос. Длинный стол для совещаний в середине, шкафы и книжные полки, загруженные самыми разными книгами — от искусства до рекламного дела — по бокам. Поверх книг — разные разности и сувениры, приобретенные самим Полом и присланные ему друзьями и поклонниками со всего света (об этом попозже). Например, «Уголок Патти Смит», как называет его Смит, заполнен вещами, присланными этой знаменитой певицей, фотографом и поэтессой, чей круг интересов почти так же широк, как и у самого Пола.
Беспорядок — результат активной работы, но в данном случае — это результат безграничного любопытства, воплощенного для Пола в одном вопросе, который он чаще всего задавал в течение своей 40-летней карьеры: почему?
«Почему я не могу это сделать? Почему этот человек толстый? Почему нельзя выкрасить здание в ярко-розовый цвет? В чем здесь проблема?», — скороговоркой перечисляет Пол. «Поэтому мой магазин в Лос-Анджелесе выглядит как ярко-розовый куб, я разработал дизайн велосипеда, занимаюсь фотографией и веду ежемесячную спортивную колонку в «Le Monde» — хотя ничего о спорте не знаю. Я читал лекции в штаб-квартире Apple, при том что вообще не пользуюсь компьютером».
О спонтанности
«Одним из важных атрибутов моды является ее интуитивность и спонтанность. Но спонтанность невозможна, если приходиться принимать во внимание слишком много факторов: имидж бренда, корпоративную стратегию и т.п. Мой магазин в Лос-Анджелесе кардинально отличается от большинства других моих магазинов, но поскольку я ни от кого не завишу я могу себе это позволить — построил розовый ящик и все».
«Настоящая спонтанность невозможна, если приходится принимать во внимание слишком много факторов».
Размах деятельности Пола действительно впечатляет; и хотя успех отдельных проектов может быть преходящим, вся его 40-летняя карьера построена на способности с детским восхищением увлекаться новым делом. Но несмотря на такой подход, Пола ни в коем случае нельзя обвинить в наивности. Все его решения в бизнесе предельно разумны, что позволяет Полу сохранять характерную для бренда свободу творчества.
«Я всегда умел говорить «нет», — утверждает Пол. Так, например, он смог сказать «нет» вмешательству крупной корпорации в свой бизнес. На заметку молодым дизайнерам: инвестиции означают не только деньги и стабильность, но и бюрократию, ограничения и потенциальную потерю управления.
«Одним из важных атрибутов моды является ее интуитивность и спонтанность», — говорит Пол. «Но спонтанность невозможна, если приходиться принимать во внимание слишком много факторов: имидж бренда, корпоративную стратегию и т.п. Мой магазин в Лос-Анджелесе кардинально отличается от большинства других моих магазинов, но поскольку я ни от кого не завишу я могу себе это позволить — построил розовый ящик и все».
Конечно, независимость дает Полу свободу, но так же как и любой другой бизнесмен он зависит от прибылей и продаж, и в этом плане его девиз — баланс. Пол пытается объяснить свое понимание баланса в модном бизнесе, исполняя нечто напоминающее старинный народный танец: одна рука перед собой, другая за спиной.
О бизнесе
«В наше время творческий человек должен иметь хоть небольшое представление о бизнесе. Если вы создали лучшие в мире платье или костюм, но если существует что-то подобное за пол-цены, или что-то более известное или лучше рекламируемое, то ваше творение обречено на провал».
«Это (он протягивает руку, которая впереди) — творческий замысел в чистом виде, а это — (рука за спиной) — минимальный заработок, который позволит не отказываться от своего замысла (рука впереди)».
«В Paul Smith у нас есть линия джинсовой одежды, которая в год приносит 32 миллиона фунтов, и основная линия, продажи от которой составляют 10 миллионов. Это (джинсы — рука впереди) позволяет платить зарплату 180 служащим в центральном офисе и более чем тысяче человек в европейских филиалах. Одно без другого не работает, но если найти правильный баланс — все будет отлично».
О терпении
«Я встретил Паулину (жену и партнера по бизнесу Пола), когда мне был 21 год. Мы никогда не мечтали о яхте или собственном самолете или машине с шофером — все постепенно, само появилось. К сожалению, многие сейчас стремятся поскорее перейти к фазе успеха — а это непросто».
Пол четко дает понять, что в современном мире, где об успешности компании судят по ее балансовым отчетам, дизайнер должен иметь хотя бы общее представление о бизнесе; как-то он даже заявил, что основной причиной его успеха является понимание им того, что аббревиатура VAT означает «налог на добавленную стоимость», а не «водка и тоник». Но при этом Пол своим примером подтверждает то, что основа настоящего успеха — это не только продуманные бизнес-решения; в его случае успех бренда держится на характере его основателя — его чувстве юмора, обаянии и энтузиазме.
Одна из ставших почти что легендой историй о Поле гласит, что одно время он возил с собой в чемодане игрушечную железную дорогу, которую доставал и раскладывал во время особо долгих и нудных деловых встреч в Японии. И правда, вот она, эта дорога, в углу офиса.
Об ауре
«Это касается не только непосредственной работы, но и всего, что тебя окружает. Аура должна быть у вещей, которые ты делаешь. Нужно создавать нечто большее, чем одежда, поскольку в мире полно хорошей одежды — ей не удивишь».
«Такие вещи здорово помогали в то время — они врезались в память», — говорит Пол. К этой мысли — о том, что нужно создавать памятные моменты — Пол возвращается не раз; он даже придумал собственные термины. Спросите любого его служащего о том что значит «брызнуть лимоном в глаза» — и вам ответят знающей улыбкой.
«Представьте, что вы поехали в отпуск. Все прекрасно, все великолепно и вот в последний вечер, выжимая лимон на рыбу, вы случайно брызнули в глаз своей девушке этим лимоном. Самое яркое впечатление от отпуска у девушки будет как раз попавший в глаз лимонный сок», — объясняет Пол на примере. «Нужно сделать так, чтобы у людей осталось яркое впечатление».
Идея интересная и можно сказать, что Пол «брызгал лимоном в глаза» людям на протяжении всех 40 лет. Это видно в необычных деталях его одежды — ткань с яркими принтами на подкладке или единственная золотая пуговица на воротнике, а также в необычных вещах, которые он продает в своих магазинах — пластинках, постерах и старинном перочинном ножике.
О понятии «британский»
«В концентрированном виде «британский» является синонимом всего изобретательного, творческого и нестандартного. Я считаю, что Лондонская Неделя моды — кладезь талантов и идей. Мы не боимся рисковать и у нас получается нечто интересное».
«Я считаю, что Лондонская Неделя моды — кладезь талантов и идей».
Налетом эксцентричности Пол, по большому счету, обязан своему британскому происхождению, которое делает его идеальным примером для подражания в глазах молодых дизайнеров с Лондонской Недели моды. Но что Пол понимает под «британской модой»?
«В концентрированном виде «британский» является синонимом всего изобретательного, творческого и нестандартного. Я считаю, что Лондонская Неделя моды — кладезь талантов и идей». По сравнению, например, с застывшей итальянской традиционностью, английская мода — как и сама страна — определяется разнообразием. «Мы не боимся рисковать и у нас получается нечто интересное», — говорит Пол.
О личности
«Никому не нужен еще один дизайнер модной одежды, поэтому надо продемонстрировать свой, уникальный взгляд на вещи. Нужно делать что-то, что люди запомнят».
Характер и личные качества обычного человека трудно выразить в количественных показателях; к счастью, Пол далек от обычных людей в плане харизматичности и весь его офис забит физическими доказательствами этого: помимо книг, велосипедов и безделушек кругом лежат теплые послания и самодельные подарки, присланные Полу из различных уголков земного шара.
«Одна девочка из Бельгии начала писать мне, когда ей было 11; сейчас ей 16. В первом письме она написала: «Мне не нравится мода, но мне нравитесь Вы». А она даже со мной не встречалась. Откуда же такое отношение?». Есть у Пола и тайный поклонник, вот уже 20 лет присылающий дизайнеру по почте различные объекты — без упаковки. Пол демонстрирует нам ветку дерева, подсолнух и торс манекена, усыпанные яркими почтовыми марками. Этих объектов так много, что недавно Пол устроил их выставку в Сингапуре.
В другом углу офиса лежит куча небрежно сваленных велосипедных маек, которыми Пол особенно гордится. Его увлечение велоспортом ни для кого не секрет и на одну из маек он указывает нам особо: «Это майка Фабио Канселара, национального чемпиона Швейцарии. В последний день велогонки Тур де Франс, на Елисейских Полях, он подъехал к Дэвиду Миллеру (велогонщику из команды Великобритании), достал из кармана эту майку и сказал: «Это для Пола». Во время гонки!»
И таких историй у Пола множество — их просто невозможно все пересказать; каждая из них — пример того, насколько сильные эмоции вызывает Пол у людей. Передвигаясь по офису и рассматривая все эти предметы, трудно остаться равнодушным к теплым эмоциям и добрым пожеланиям, которые они несут в себе. Невозможно, например, себе представить, чтобы незнакомый человек прислал Карлу Лагерфельду сделанную своими руками из орешков картину, но для Пола Смита это в порядке вещей.
Об успехе
«Если вы знамениты — журналы, телевидение и т.п. — научитесь жить в этом мире. Примите эту жизнь и наслаждайтесь. Некоторые после двух-трех лет такой жизни либо самодовольно расслабляются либо теряют хватку — а ни то ни другое долгосрочному успеху не способствует».
Последний — самый важный — вопрос: сможет ли начинающий дизайнер сегодня повторить Ваш успех?
«Может, если запасется терпением», — отвечает Пол. Не такого ответа, наверное, ждали молодые дизайнеры с Лондонской Недели моды и, тем не менее, это правда.
«Энди Уорхолл сказал, что каждый может получить свои 15 минут славы», — говорит Пол. «И чем больше я думаю об этом высказывании, тем более верным оно мне кажется. У большинства только эти 15 минут успеха и есть — не больше».
Свои 15 минут Пол, с помощью упорного труда и терпения, растянул на 40 лет. И пожелаем ему еще долгих лет успеха.