Как 3D-печать меняет индустрию обуви
В последнее время комментариев — как положительных так и негативных — по поводу трехмерной печати было более чем в избытке. Новая технология, становясь все более технически и финансово доступной, стремительно развивается. Она позволяет чуть ли не каждому создать практически что угодно.
Такой поворот не мог пройти мимо внимания крупных игроков. В обувной отрасли такие компании как New Balance и Nike уже представили обувь с элементами 3D-печати; adidas и Nike используют новую технологию для создания опытных моделей с невиданной ранее скоростью. На данном этапе пора признать, что 3D-печати суждено изменить сам процесс создания обуви. Но как именно и когда?
Конечно, 3D-технологии еще далеки от того, чтобы с их помощью создавать долговечные и адекватные в плане стоимости компоненты обуви. New Balance выпустили первые беговые кроссовки методом селективного лазерного спекания — очень затратного как по времени так и по стоимости процесса.
Было выпущено всего несколько пар таких кроссовок — для самых известных спортсменов на контракте у New Balance. Та же история с моделью Nike Vapour Laser Talon Cleat (на фото вверху). Она была сделана с использованием той же технологии, что и предыдущая и тоже для весьма ограниченного количества игроков, участвующих в традиционном спринтерском забеге NFL на 40 ярдов (около 37 метров).
Начало положено неплохое, но надо отметить, что в вышеприведенных примерах 3D-печать использовали для производства только жестких деталей обуви, как например, шипованной платформы. Следующий шаг — производство полу-жестких и мягких компонентов. New Balance в своем пресс-релизе заявили, что уже активно работают над методом «лазерного спекания более мягких компонентов, похожих по своим амортизирующим свойствам на пенную подошву». Нетрудно догадаться, что и другие крупные производители обуви работают в данном направлении. Как только процесс будет отлажен и затраты существенно снизятся, 3D-обувь изменит всю индустрию, и изменит ее кардинально. Новая технология уже позволила компаниям создавать опытные образцы гораздо быстрее, сокращая время между эскизом и готовым продуктом. В результате конечный продукт быстрее попадет к потребителю. 3D-печать также позволит увеличить эффективность, до минимума сократив отходы производства и, следовательно, финансовые затраты и влияние на окружающую среду. Ну и, будучи машинами, 3D-принтеры смогут работать 24 часа в сутки (влияние новой технологии на рабочую силу — тема для совершенно другой статьи). Дизайн и принты обуви смогут стать гораздо изощрённей.
В долгосрочной перспективе 3D-печать может произвести революцию в производстве обуви. Да и в других отраслях тоже. Но для этого требуется время. Сколько? На данный момент системы 3D-печати, подобные Stratasys, клиентами которой являются крупнейшие производители спортивной одежды — Nike, adidas, Under Armour и New Balance, позволяют где-то за 2 часа напечатать одну подошву. Как только это время снизится до минут, а не часов, и оборудование станет более менее доступным по стоимости, обувь произведенная методом 3D-печати станет обычным делом. С учетом темпов развития технического прогресса, можно утверждать, что 3D-обувь станет реальностью в течение следующего десятилетия. Начало, во всяком случае, уже выглядит многообещающим.