Рубашка поло: история и факты

Рене лакост, изобретатель рубашек поло

Работая над дизайном рубашки поло 1.0, Рене Лакост (Rene Lacoste) сформулировал свою задачу просто — изменить устаревший и формальный дизайн формы для игры в теннис…

В начале прошлого века игроки в теннис носили очаровательные фланелевые брюки с традиционными рубашками и галстуками. Причина этого лежала в том, что изначально игрой в теннис увлекались представители высших классов; родоначальником тенниса можно считать игру «jeu de paume», в которой игроки ударяли по мячу не ракеткой, а ладонью. При дворе французских королей эта игра была известна еще в эпоху ренессанса, и, как следствие, главный упор делался на элегантность, а не на удобство. По мере того как теннис становился все более спортивной игрой, все сильней становилась потребность в подходящей форме. Традиционная одежда годилась для светского чаепития, а не для прыжков с ракеткой на солнцепеке. Поэтому Рене использовал свой статус первой ракетки мира того времени и создал одежду, идеально удовлетворяющую его собственным требованиям.

Рене Лакост в рубашке поло. Реклама LacosteРене Лакост

Большое значение придавалось форме и виду, поэтому Рене использовал элементы традиционной рубашки в форме воротника и застежки на пуговицах, заканчивающейся на груди. Нечто очень уж радикальное могло вызвать негодование общества… а кому нужны такие проблемы? Также он решил отказаться от обычая закатывать рукава на корте — и просто сделал модель с короткими рукавами. Но главным фактором успеха дизайна от Лакоста стала, конечно, технология, хотя и изобретенная столетие назад в самом центре хлопкового производства Европы — на северо-западе Англии. Уже в начале 1800-х на фабриках Ланкашира начали ткать хлопок пике. Такой способ производства увеличивал долговечность и — что более важно — воздухопроницаемость ткани, а этот фактор должен был стать решающим в конкурентной борьбе модели Рене и традиционной рубашки. В качестве отличительного знака для рубашек Рене было решено поместить фигурку крокодила на груди — это был намек на прозвище, данное ему американскими СМИ. Наверное, не зря ходили шутки о его любви к модной одежде, поскольку достоверно известно происхождение его прозвища: однажды он о чем-то поспорил с товарищем по команде и победитель должен был получить сумку из кожи крокодила. Ох уж эти французы!

Логотип Lacoste: крокодилВскоре после того, как Лакост впервые продемонстрировал свою рубашку публике, на Чемпионате US Open в 1926, другие спортсмены начали копировать его стиль и менять свою традиционную форму. Особо заметными усилиями оказались эксперименты игроков в поло, которые слегка переделали модель Lacoste; до этого они предпочитали носить рубашки от Brooks Brothers, потому что их воротники не хлопали на ветру. Они, конечно, выглядели очень элегантно, но, как выяснил Лакост во время игры в теннис, современным игрокам требовалось что-то менее сковывающее свободу движений, и, следовательно, способствующее достижению лучших спортивных результатов. Хлопок пике оказался гораздо более комфортным: например, игроки могли поднять воротники, чтобы не получить солнечных ожогов — поклонники стиля «преппи» часто используют такой прием.

Если вы думаете, что история рубашки поло на этом закончилась, то вы ошибаетесь. Одного только изобретения хлопка пике производителям северо-запада Англии показалось недостаточно, и они решили пойти дальше…

Фред Перри на теннисном кортеФред Перри

В мае 1909 в семье рабочих из бедного района Стокпорта родился некий Фред Перри (Fred Perry). Неподходящее начало для того, кто затем стал лучшим английским теннисистом. Начало его жизни явилось резким контрастом с его дальнейшими достижениями: он трижды становился победителем Уимблдона, а закончив спортивную карьеру переместился в Голливуд, где прославился многочисленными романами с кинозвездами.

Логотип Fred Perry: лавровый венокВскоре после Второй Мировой войны к нему обратился австрийский футболист Тибби Вегнер — ему требовалась мнение Перри в качестве эксперта. Спустя некоторое время появилась новая идея — повязка на голову для защиты от пота. Этого им показалось недостаточно, и они решили заняться переделкой рубашки поло Lacoste. Перепробовав несколько вариантов они, в конце концов, остановились все на том же хлопке пике, а вместо материала решили видоизменить дизайн, добавив лого, вышитое прямо на ткани, а не приклеенное сверху, как крокодильчик Lacoste. Кроме того, они добавили полоски контрастных цветов на воротнике и манжетах. С учетом того, что Фреда Перри можно считать Дэвидом Бекхемом 30-х, он создал новой рубашке отличную рекламу и сделал ее достойным конкурентом модели Lacoste, бывшей вплоть до этого времени безоговорочным фаворитом.

Но что действительно интересует исследователей, так это как превосходная, инновационная спортивная форма попала в мир моды. Во времена и Перри и Лакоста длился период экономического подъема, люди стремились найти свой образ — и это во многом способствовало росту популярности рубашек поло, особенно среди модной молодежи того времени. В 1951 году компания Lacoste подписала соглашение о продаже своих рубашек в США под маркой Izod Lacoste. Вскоре, тогдашний американский президент Дуайт Эйзенхауэр решил играть в гольф в рубашке Lacoste. Когда видишь фотографию, на которой самый могущественный человек западного полушария одет в рубашку твоей компании, можно считать, ты добился успеха. Эта демонстрация стала еще одним фактором, закрепившим успех поло Lacoste в США.

Американский дизайнер, Ральф ЛоранРальф Лоран

То, что теннисную рубашку Lacoste стали использовать игроки в поло, способствовало закреплению за ней соответствующего названия, но рубашкой поло в нашем понимании она стала только после того как один житель Нью-Йорка по имени Ральф Рубен Лифшиц обратил свое внимание на этот предмет. Запустив в 1967 свою марку Ralph Lauren, в 1972 он представил свой вариант (в 24 цветах) поло, который был принят на ура. Поло Ральфа Лорена составили конкуренцию рубашкам Lacoste в США и приобрели большую популярность у студентов университетов, входящих в Лигу Плюща.

Логотип Polo Ralph Lauren: игрок в полоТем временем история поло в Великобритании развивалась в совершенно ином направлении. В 50-х поло носили стиляги и рубашки Фредда Перри стали выпускать в различных цветах, а не только в первоначальном белом — это было требование спроса со стороны растущего числа юных модников. Именно формально-спортивный вид придавал этой модели такое очарование в глазах покупателей: рубашка поло представлялась практичной одеждой, которую можно было носить и днем в неформальной обстановке и с костюмом по какому-нибудь более официальному случаю. Проходило время, молодежные течения видоизменялись и трансформировались, менялись прически и музыкальные пристрастия, но популярность поло Fred Perry не уменьшалась. Даже среди скинхедов встречались фанаты рубашек поло.

К концу 70-х поло Fred Perry послужило основой для самых первых образцов так называемого стиля кэжуал. В Ливерпуле и особенно в Манчестере рубашки с уже ставшим известным лавровым венком можно было увидеть повсеместно, и приезжающие в эту местность из других регионов даже дали приверженцам стиля кличку «Перри». Через несколько лет стиль кэжуал достиг расцвета, а фанаты футбольных команд из Ливерпуля и Манчестера, следовавшие за своими кумирами по всей Европе, служили образцами для владельцев европейских магазинов. То, что в результате этого подскочила до небес популярность кроссовок adidas является общеизвестным и задокументированным фактом, но вот о том, что то же самое произошло и с поло Lacoste известно не всем.

Мужская рубашка поло, Lacoste
Lacoste

Голубая рубашка поло, Polo Ralph Lauren
Polo Ralph Lauren

Белая мужская рубашка поло, Fred Perry
Fred Perry

С начала 80-х популярность спортивной одежды только росла и на данный момент рубашки поло популярны как никогда — и вполне заслуженно. Редко какой предмет одежды бывал так любим буквально во всех слоях и классах общества. Рубашка поло, с момента ее изобретения, никогда не выходила из моды. Рене, Ральф и Фред — эти имена может и звучат как имена музыкантов, выступавших от княжества Люксембург на Евровидении году так в 1974, но на самом деле эти трое представляют три самых значительных бренда в истории рубашки поло, и каждый из них внес свой вклад в создание, наверное, самого универсального предмета одежды, когда либо придуманного человеком.

Текст: Марк Смит (Mark Smith)