Интервью с Хирофуми Киёнага из SOPHNET.

Хирофуми Киёнага (Hirofumi Kiyonaga) креативный директор марки SOPHNET.

Сохраняя особое положение в мире моды последние 10 лет, бренды, расположенные в модном токийском квартале Хараюки, выросшие в его импульсивной атмосфере, сейчас удостоились пристального внимания как со стороны японских, так и зарубежных потребителей. Некоторые, такие как марка SOPHNET., даже вышли на мировую арену.

Основатель и креативный директор марки Хирофуми Киёнага (Hirofumi Kiyonaga), реализуя свое стремление к творчеству, на вопрос о стилевом и смысловом дизайнерском решении марки, ответил как-то, что «SOPHNET. — это одежда». Сначала это казалось весьма расплывчатым утверждением.

Однако со временем такой подход стал понятен. Для дизайнеров из Хараюки главное — не модные тенденции, а выражение собственной индивидуальности и вдохновения. И так уж получается, что средством самовыражения служат не картины, а одежда.

Представляем далее интервью с Киёнага, посвященное истории марки с момента основания до наших дней. А кроме того, несколько интересных и неизвестных ранее фактов.

— Как изменился бренд за все прошедшие годы с момента своего создания?
— Первая коллекция была создана для сезона осень-зима 1998, так что в этом году бренд отметит свое десятилетие. В наших архивах осталось немного материала о том периоде, однако я помню, что вначале было создано всего около 20 предметов одежды. В самой первой коллекции было 16 шерстяных вещей, сшитых способом «cut & sewn» (Способ «cut and sew» (резать и шить) означает, что детали вырезают по размеру из готовых полотнищ вязаной шерсти и затем сшивают — прим. перев.). Кроме того было 2 куртки, 2 модели брюк и 1 футболка. Все они были разных цветов и размеров. На японском модели «cut & sewn» называются «хухаку».

Весьма примечательно, что в последнее время мировая мода ищет вдохновения в стиле городской токийской моды. Например, когда мы только начинали в конце 90-х, мы делали вещи с бросающимися в глаза принтами и рисунками. Сегодня такие же мотивы и яркую графику можно видеть в большом количестве в США.

Хотя SOPHNET. берет начало в городской моде, я не стремился создавать вещи только в таком стиле. Меня больше интересовало искусство конструирования одежды. Мне нужно было доказать себе что я способный дизайнер. Именно поэтому в первой коллекции был только один предмет с принтом — футболка с крупной надписью Bristol.

Слово Bristol выражает мой взгляд на мир. Например, музыкальный андеграунд Бристоля, во главе с Massive Attack, заставил меня совершенно по новому взглянуть на свой стиль жизни. Любой музыкальный стиль, электроник или хип-хоп служит выражением каких-то идеалов, создает определенный образ. Город Бристоль, особенно его музыкальный мир, наилучшим образом отражают идею нашей марки.

Я хотел создавать функциональную одежду для городских жителей, и до сих пор мы руководствуемся в работе этой идеей.

Когда мы начинали, никаких высокотехнологичных материалов не было и в помине, поэтому было невозможно реализовать то, что я себе представлял. Теперь ситуация совсем другая. Основной цветовой гаммой были цвета города, цвета т.н. «каменных джунглей» — городской камуфляж угольного, темно-серого цветов и цвета хаки.

Вначале марка называлась SOPH., а теперь — SOPHNET. Также называется и моя компания. Название пришло само собой, и стало отражением моего дизайна. Это сокращение от sophisticated (сложный), хотя иногда оно для меня означает sophomore (второй).

Как известно, кимоно является традиционной японской одеждой. Его отличает тщательная отделка, состыковка рисунка, даже с внутренней стороны. Все это является способом визуального сообщения, отражает внутреннюю красоту, о которой знает только тот, кто носит эту одежду. Я не знаю, что для других людей означает «сложный». Для меня это означает — SOPH. Точка показывает, что это определение полное и окончательное.

Где-то в 2000 году изменились условия жизни, в том числе и в Японии. В условиях застоя в экономике и кризиса интернет-компаний, стало появляться четкое ощущение усталости, стресса. Я понял, что пришла пора выразить себя через свою марку и представить широкой публике что-то более позитивное. Именно в этот период известность нашего бренда увеличилась.

Бренд F.C.R.B. связан с футболом и моей любовью к спорту. SOPHNET. — это отражение моего мастерства в дизайне одежды. Ни одна из вещей моего дизайна не является слишком перегруженной для зрительного восприятия. Я считаю, что одежда — это визуальное самовыражение и источник радостного настроения для владельца. Может это звучит немного философски, однако, я надеюсь, что моя одежда будет способствовать духовному росту своих владельцев.

— У Вас было сильное стремление создавать вещи «cut and sew»?
— По правде говоря, я не знаю, почему решился на коллекцию, сделанную таким способом. В то время основной проблемой для меня была финансовая. Я был главой и единственным сотрудником своей компании. Я должен был разбираться с бухгалтерией, доставкой, рекламой и думать, как организовать продажи. У меня было небольшой представление о создании образцов продукции и нужно было привлекать специалистов со стороны. Большинство людей не знают, что 20 моделей в коллекции означают 60 на практике — из-за различных размеров. Я понял, что если буду делать только трикотажные вещи «cut & sew», с размерами будет намного проще — эти вещи не обязаны сидеть по фигуре. В результате, мне потребовалось дополнительно сделать только четыре модели.

Также я понял, что графические принты и рисунки не могут выразить всех моих дизайнерских задумок. Я хотел создать бренд, который бы наглядно представлял все мои идеи. Способ «cut & sew» предоставлял мне такую возможность.

— Какое место, по Вашему мнению, занимает SOPHNET. в мире современной моды?
— Японцы — изолированная нация с менталитетом мореплавателей. Мой дизайн изначально был рассчитан только на местного потребителя. Я был немало удивлен, когда моими вещами заинтересовались иностранцы; я не планировал выходить на международный рынок и не искал признания заграницей. Хотя вещи SOPHNET. продаются сейчас в Азии и Европе, не могу сказать, что я ограничиваю распространение бренда на зарубежных рынках. Меня волнует только одна проблема — скорость процесса глобализации. Я не считаю преимуществом иметь вещь, которая продается по всему миру. В некотором смысле, такое положение негативно влияет на потребителя, поскольку в каждом городе мира ощущаешь нечто отдаленно знакомое, нигде не находишь ничего нового. Я бы хотел, чтобы мои покупатели испытали это чувство новизны.

— Как повлиял Ваш предыдущий опыт в A.P.C. (Atelier de Production et de Creation) на Вашу работу в качестве дизайнера и владельца SOPHNET.?
— За 6-7 лет работы в A.P.C. я мог четырежды в год ездить в Париж. Мне повезло работать с Жаном Тоту (Jean Touitou), основателем A.P.C., хотя я и слова не знал по-французски. Самое важное, что из моего опыта работы в A.P.C. я понял разницу между «делать» и «создавать».

Модная марка создавала свой стиль, работала над дизайном, и все в этой единой системе было пронизано духом творчества. Этот урок я не забываю до сих пор.

Недавно я общался с Жаном и он пригласил меня разместить свои модели в V.P.C — каталоге компании за прошлый год. Он по-прежнему приглашает меня пользоваться его офисом, если я буду в США. Может, когда-нибудь, я воспользуюсь этим предложением.

— Что нужно, чтобы успешно совместить в линии одежды формы, функциональность, стиль и практичность?
— Я, как говорят, «жертва моды». Жертва моды будет носить теплую куртку, даже при жаркой погоде, или тонкую рубашку в зимний мороз — руководствуясь только чувством стиля. Именно так я понял важность функциональности и практичности одежды. Функциональная одежда помогает нам иначе выглядеть в повседневной жизни. Однако если принимать во внимание только функциональность и практичность, то нужно работать в НАСА. Все-таки должен быть баланс.

С 2000 года при работе над своей одеждой я больше внимания старался уделять проблемам глобального потепления и защите экологии. Когда я узнал правду о том, как делают материю из конского волоса, я перестал использовать ее в своей работе. Я прекратил использовать кожу. Однако мясо я ем. Невозможно чтобы каждый элемент был функциональным или стильным. Я стараюсь предложить людям несколько вариантов на выбор.

— Название SOPHNET. становится известным среди брендов, создающих вещи в стиле городской моды. Известность дает Вам возможность работы с различными людьми из этого круга. Вы уже задумывались о подобном сотрудничестве?
— Может, я и не отвечу на Ваш вопрос, но в большинстве проектов такого рода присутствует элемент случайности. Например, вы выбираете цветовую гамму новой коллекции, вместе с другими дизайнерами, и вдруг все одновременно решают: «Вот оно!» и выбирают один и тот же цвет. Для меня сотрудничество начинается именно таким образом. Искусство дизайна начинается для меня с того самого момента, когда в своих рассуждениях делаешь поправку на интуицию.

Мое любимое выражение — «мгновенное озарение», оно выражает мое жизненное кредо, поскольку события в нашей жизни неизбежны и неожиданны. Взять, например, недавнее сотрудничество SOPHNET. с Джеком Пирсоном (Jack Pierson) над его коллекцией «Ноктюрн» сезона осень/зима 2007. Проект обязан своим происхождением тому, что я приобрел одну из картин Пирсона. Я не знал его в то время, однако его произведение навело меня на мысль о сотрудничестве.

Мне нравится процесс творчества. Стороны в проекте должны быть готовы принять идеи друг друга. Однако приоритет должен быть у клиента. Работая с брендом Stussy, я предложил дизайн галстука. Те люди, которые раньше носили вещи от Stussy, теперь работают менеджерами в компаниях и носят наглаженные костюмы. Значит, нужно найти новые точки соприкосновения между ними и брендом. К тому же, бренду не помешает добавить новизны в свой имидж.

— Ваш бренд F.C.R.B.(Football Club Real Bristol) объединил любителей спортивного образа жизни и приверженцев городской моды. Расскажите, откуда взялась идея создания такого бренда и каковы его перспективы в будущем.
— Я фанат футбола. Сразу после показа моей первой коллекции в июне 1998, я улетел во Францию, посмотреть, как национальная сборная Японии по футболу впервые будет участвовать в Чемпионате на Кубок мира УЕФА.

В то время дела шли успешно у «Джей Лиг» (Профессиональная Ассоциация футбольных клубов Японии), однако все внимание было приковано к национальной сборной. Было модно носить вещи с эмблемами известных мировых команд или национальной сборной, но никогда с эмблемами клубов Лиги. Я не знал, какую команду поддержать. После возвращения с Кубка мира, я решил поспособствовать популярности футбола в Японии. Так и появился F.C.R.B.

В следующем сезоне, 1999, мы выпустили для F.C.R.B. полноценную коллекцию. В том же году компания Nike предложила нам стать их официальным поставщиком. Сначала, поскольку у меня не было собственной футбольной команды, для которой я мог бы разрабатывать форму, я просто представлял форму для воображаемой команды — такой, которую хотел бы иметь. Мне хотелось что-нибудь сделать для футбола. Тогда, вернувшись в свой родной город Оита в префектуре Кюсю, я стал спонсором местного футбольного клуба «Оита Тринита». Еще один клуб из «Джей Лиг», которому я оказываю помощь, это «Tokyo Verdy 1969» (или просто «Tokyo Verdy») — клуб города, ставшего для меня вторым домом. Кроме того, в прошлом году я стал спонсором команды по футболу в помещении — «Vasagey Oita». Кроме оказания финансовой помощи, я разработал их эмблему. Хотелось бы, что бы в один прекрасный день все мои четыре команды — 1 воображаемая и 3 реальных — объединились. Хотя я знаю, как руководить футбольным клубом, я пока не готов в финансовом плане стать владельцем профессионального клуба.

А моим самым заветным желанием является создать новую форму для национальной сборной Японии по футболу.

А для чего было создано Ваше последнее детище — Uniform Experiment? Как отнеслись к новому бренду покупатели?
Uniform Experiment (UE) начался с сезона весна/лето 2008. В проекте участвую я, Хироши Фудзивара (Hiroshi Fujiwara) и японское подразделение NIKE. Хироши предложил NIKE первоначальную концепцию: «Может ли костюм стать в Японии спортивной одеждой?». Это образ японского менеджера, прилежного офисного сотрудника, бегущего по железнодорожным станциям, запрыгивающего в переполненные поезда, много работающего каждый день. Для него в работе, как в спорте, главное — преданность делу. Его костюм — как форма для спортсмена.

Я как раз хотел заняться дизайном костюма. С моим десятилетним опытом работы дизайнером, я представлял себе всю сложность этой работы. Так что когда зашел разговор о моих планах, оказалось, что нам интересно одно и то же. Так я начал работать в проекте Uniform Experiment.

Хотя основным продуктом бренда является костюм, мы не ограничиваемся только этим. Сейчас в коллекции 30 предметов, включая галстуки, трикотаж и другое. Как можно судить по названию, бренд представляет сегодняшнюю Японию, где любая рабочая одежда может считаться униформой. Например, то, что я ношу сейчас — это и есть моя униформа, то же и для других людей. В нашей дальнейшей работе «костюм» станет лишь метафорой, мы будем искать новые направления и создавать новые тенденции.

— Чем еще Вы или SOPHNET. могли бы заняться в будущем?
— Хотя у меня много идей, я не стал бы браться за осуществление каждой из них. Опять же, я верю в «мгновенное озарение». Что-то происходит, и я вдруг понимаю, как можно реализовать задуманное. Как и в личных отношениях, не знаешь, кого полюбишь, и когда это случится.

По материалам freshnessmag.com